12 июня 2019 года, покупая телефон в кредит, я заказал услугу напоминания о платеже, а на следующий день пополнил счёт на всю сумму и написал в банк об отказе от кредита.

16-го числа, найдя в интернете упоминания об ООО «КРЭЙН», направил туда заявление о возврате денежных средств (получено 02.07.2019).

Узнав про кредит, они связались с Почта Банком, который сразу же списал с моего счёта 1 670 рублей за услуги КРЭЙН.

И это после полного досрочного погашения кредита, когда мне уже не были нужны напоминания о дате платежа.

Вот одно из сообщений, направленное КРЭЙН через месяц после отказа от услуг, якобы во исполнение обязательств по договору.

0.2.4 Нахальное «КРЭЙН»

Тут, как видите, нет ни даты, ни суммы “очередного” платежа. Такие “напоминания” поступали мне в течение всего срока кредита, предусмотренного договором.

В ответ на заявление, КРЭЙН запросило скан паспорта и заявление по установленной форме, а деньги не вернуло, чем нарушило статью 32 Закона РФ «О защите прав потребителей».

Досудебную претензию я направил в конце 2021 года. Раньше было как-то не до того, а под Новый год, разбирая старые документы, нашёл кредитный договор.

Вот ответ на претензию (опечатки сохранены):
К сожалению, мы не имеем технической возможности оформить возврат денежных средств, поскольку на сегодняшний день наши обязательства по договору исполнены в полном объеме.
Последняя СМС-сообщение было направлено на Ваш номер в июне 2021 года.
Мы дважды, а именно: 14.07.2019г. и 27.11.2019г. направляли в ваш адрес письма с разъяснение порядка подачи заявления на возврат денежных средств, однако в период действия договора, заявления от вас получено не было.
Таким образом, в период действия договора, без вашего заявления, мы не имели возможности произвести возврат денежных средств.
Также повторно направляем в ваш адрес текст, принятой вами, публичной оферты а также ответ на поданное ранее заявление.

Решение суда

Мировой судья взыскал с КРЭЙН в мою пользу плату за услугу 1 670 руб, компенсацию морального вреда  1 000 руб, штраф за неисполнение законных требований потребителя в размере 1 335 руб. 00 коп., а всего 4 005 (четыре тысячи пять) руб. 00 коп.

Но решение не содержало мотивов, по которым суд отказал в части требований (взыскал кратно меньше просимой компенсации). Суд даже не установил, чем именно причинены нравственные страдания.

В исковом заявлении было указано только нарушение статьи 32 Закона РФ «О защите прав потребителей» — отказ в возврате и последующее удержание денег потребителя, которое и повлекло моральный вред.

Сумма компенсации морального вреда меня не устроила и я подал жалобу.

Магадан. Мировой судья судебного участка N 6

Дело 2-2о82/6-2о22

PS

1. Магаданский городской суд оставил решение в силе, отметив, что моральный вред по своему характеру не предполагает возможности его точного выражения в деньгах и полного возмещения, а предусмотренная законом денежная компенсация должна лишь отвечать признакам справедливого вознаграждения потерпевшего за перенесённые страдания.

Дело № 22-зз4/2022.

2. Вскоре после заседания в городском суде, ООО «КРЭЙН» запросило у меня реквизиты и пополнило счёт на 4 005 рублей, не дожидаясь разноса от судебных приставов.

Я не подал кассационную жалобу, хотя апелляционная была рассмотрена формально: не были отработаны доводы об отсутствии мотивов и «оторванности» решения от обстоятельств, имеющих юридическое значение.

Думаю, мизерные судебные компенсации — фактор, способствующий нарушению права вообще и прав потребителей, в частности.

Бизнес таких КРЭЙН строится на простом расчёте: не все дойдут до судебного участка. И что-то “осядет” даже после взыскания штрафов, судебных расходов и компенсации морального вреда.

Связанные заметки

0.2.2 Моральный вред с банка без досудебного урегулирования