Ваш покорный слуга ходил в Магаданский филиал АО «СОГАЗ» три дня, пытаясь купить ОСАГО. И получал отказы по разным основаниям.

30 марта 2022 года суд взыскал компенсацию морального вреда, небольшую, как в большинстве дел о защите прав потребителей.

Этот опыт может пригодиться потребителям и начинающим юристам.

Если каждый сотый не состоявшийся клиент накажет СК на тысячу рублей, это скажется на общем уровне обслуживания. И кто знает, может это решит проблему доступности ОСАГО.

В октябре 2021 страховщики ждали позволения повысить ставку ОСАГО и строили козни простым потребителям, откладывая страхование на завтра.

День первый

4 октября 2021 я посетил офис СК в 16 часов, но оказалось, что прием уже закончился.

График работы (с 9-00 до 18-00) разошёлся с внутренним регламентом, который мне показывать не хотели.

Пришлось сфотографировать саму работницу, чтобы доказать, что посетил компанию в этот день.

Фото — из материалов судебного дела.

СОГАЗ

В суде директор филиала пояснил, что времени с 16 до 18 часов недостаточно для продажи полиса.

День второй

Утром 5 октября страховщица отказала в оформлении ОСАГО до предъявления договора купли-продажи автомобиля.

Я пытался объяснить, что авто прошло регистрацию прежним владельцем и ДКП не нужен.

Написал претензию с требованием компенсировать моральный вред и вручил под отметку на втором экземпляре.

Третий день

6 октября 2021 получился небольшой скандал: я снимал происходящее на видео, полагая что застраховаться не получится и стремясь получить доказательство для суда.

Это не понравилось страховщице и она перестала оформлять электронный полис, вызвала директора филиала, который повелел  выдать мне бланк заявления о заключении договора, но когда я заполнил его, в продаже полиса опять отказали.

Прежде им хотелось осмотреть машину, а записи на этот день уже не было. Мне предложили вернуться 28 октября, через 22 дня.

Вторая претензия, врученная под отметку на копии, не помогла.

Закон об ОСАГО придумали для защиты пострадавших от ДТП и любая отсрочка в страховании не соответствует этой цели.

Уже дома, разглядывая копию заявления о страховании, принятого страховщиком, я понял, что оно не соответствует форме, утверждённой ЦБ.

В нём не было строк для выбора СТОА.

Первый абзац пункта 3.1 статьи 15 Закона даёт страхователю право указать в заявлении о заключении договора станцию технического обслуживания, на которой страховщик организует ремонт при наступлении страхового случая.

Потом СОГАЗ оправдывался, что выдал мне правильный бланк, а я заполнил заявление в произвольной форме.

Суд справедливый

Я подал иск о компенсации морального вреда.

Горсуд не разобрался в том, что имеет значение, а что нет, и отказал (дело № 2-240/2022).

Камнем преткновения стал факт регистрации ТС одним из прежних владельцев.

На себя ТС я так и не зарегистрировал.

Это почти доказанное административное правонарушение, дела о которых судья разбирает изо дня в день.

И это «зашорило» судью, лишило возможности увидеть нарушения прав потребителя. Многие.

В решении написано, что я не доказал факт нарушения, а закон обязывает меня.

Я это знал, конечно, потому и обеспечил явку свидетелей, которые говорили правду, хотя и работали в СОГАЗ.

Честно говоря, я был не удивлён решением суда, но ошарашен: юрист с опытом в страховых спорах не смог доказать, что его права нарушены.

К счастью, областной суд 30 марта 2022 года отменил это решение, посчитав, что одно нарушение я смог-таки доказать.

Трое судей провели в совещательной комнате минут десять, работая с весами правосудия. Взыскали одну тысячу рублей.

Немного, но не в этом суть. Компенсация невозможна без признания факта нарушения. За три дня я огорчился несколько раз, и о каждом случае поведал суду, а оказалось, что это не считается.

Непросто отменить решение суда. Вот образец апелляционной жалобы. Вдруг пригодится.

Судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции как-то наскоро рассмотрела мою жалобу. Будто отработала церемонию без самого рассмотрения: приведя в тексте нормы права, не дала оценки доводам жалобы.

В частности, упущен факт отказа в приёме 4.10.2022 в 16 часов, при том, что мне предложили вернуться на другой день строго до 13 часов. Это подтверждает мой довод о незаконном регламенте работы с потребителями. После 13 часов по вопросам ОСАГО не принимают. Ну да ладно.

Как использовать

1) Если Ваши права нарушены, подайте иск о компенсации морального вреда. Это можно сделать в течение трёх лет по ОСАГО и двух – по КАСКО;

2) Если знаете начинающего юриста, проверните дело, возложив на компанию судебные расходы;

3) Хотите наказать СК, пожалуйтесь в ЦБ с просьбой оштрафовать по КоАП. Статьи они знают. Если затупят, дошлите решение суда.

Страховщики в коридоре суда
В коридоре Магаданского городского суда. Директор филиала СОГАЗ и другие сотрудники готовятся к заседанию. Январь 2022

P.s.

В продолжение эпопеи — рассказ о судебном деле с ЦБ, чьи работники не пожелали наказывать АО «СОГАЗ» и рассмотрели жалобу формально.

г. Магадан

30 марта 2022

Связанные заметки

0.2.6 Недоступность ОСАГО

0.2.8 Мегарегулятор пропустил